ШАБАТ ШАЛОМ.
ШАБАТ
Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть
дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот
день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и
превратился в день покоя, шабат.Народ Израиля — первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу. Шабат — это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких. духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы. Соблюдение субботы — это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры. Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта. Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на
две группы: ЗАЖИГАТЬ СУББОТНЮЮ СВЕЧУ БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ,АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ Если в доме темно — как грустно в нем! А Тора велит нам, чтобы
суббота была для нас наслаждением. Вот поэтому мы зажигаем перед
наступлением субботы свечи. Перед самым наступлением субботы мама зажигает субботние свечи, и
это означает, что освящается наступающий день. Не открывая глаз она в эту святую минуту возносит ко Всевышнему
молитву о благополучии семьи и здоровье своих детей. Затем она
смотрит на горящие свечи, огоньки которых отражаются в ее
заблестевших глазах, и благословляет всю семью пожеланием: Шабат
шалом! — «Мирной субботы!» ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ МАЛАХЕЙ ЭЛЬОН Когда папа, одетый в красивые субботние одежды, забывший о
будничных заботах и предвкушающий полный покой субботнего дня, идет
в общину (синагогу) — он подобен царю свободно распоряжающемуся
своим временем и вольному в своих действиях. 1. ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ МАЛАХЕЙ АШАРЕТ МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ, 2.БОАХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ ПРИХОДИТЕ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА, 3.БАРХУНИ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ ПРИВЕТСТВУЙТЕ МЕНЯ СЛОВОМ «МИР», АНГЕЛЫ МИРА, 4.ЦЕТХЕМ ЛЕШАЛОМ МАЛАХЕЙ АШАЛОМ УДАЛИТЕСЬ С МИРОМ, АНГЕЛЫ МИРА, КИДУШ ЙOM АШИШИ. ВАЕХУЛУ АШАМАИМ ВЕААРЕЦ ВЕХОЛЬ ЦВААМ. ВАЕХАЛЬ ЭЛОИМ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО АШЕР АСА, ВАИШБОТ БАЙОМ АШВИЙ МИКОЛЬ МЛАХТО AШEP АСА. ВАЕВАРЕХ ЭЛОИМ ЭТ- ЙОМ АШВИИ ВАЕКАДЕШ ОТО, КИ ВО ШАВАТ МИКОЛЬ-МЛАХТО, AШEP БАРА ЭЛОИМ ЛAACOT. … «Помни день субботний, чтобы освятить его», — велит нам Тора, и мы должны делом доказать, что помним о субботнем дне и о его святости. Как именно следует это делать? Торжественно заявляя о своей вере в то, что Всевышний сотворил весь мир в течение шести дней и, закончив Свою работу в седьмой день, освятил этот день, а также о связи святости субботы с памятью об исходе нашего народа из Египта. Это и есть «Кидуш». Согласно нашей традиции, Кидуш совершают перед первой субботней трапезой, вечером. после наступления субботы. Папа стоит у стола, держа в руке бокал, полный вина, вся семья стоит вокруг и внимательно прислушивается к словам «Кидуша» а потом отвечает: Амен! Папа садится, отпивает вина и всем дает попробовать из своего бокала. Лишь после этого начинается субботняя трапеза. Момент, когда совершают «Кидуш», — святые мгновения в каждом еврейском доме, когда вся семья вместе выражает свою веру в Творца Вселенной и свою готовность выполнять Его волю. «КИДУШ», СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ. Псалом Давида. ГОСПОДЬ ПАСТЫРЬ МОЙ; НИ В ЧЕМ НЕ БУДЕТ МЕНЯ НЕДОСТАТКА. НА РОСКОШНЫХ ЛУГАХ ДАСТ МНЕ ОТДОХНУТЬ, БУДЕТ ПРИВОДИТЬ МЕНЯ К СПОКОЙНЫМ ВОДАМ. ДУШУ МОЮ УСПОКОИТ ОН; ПОВЕДЕТ МЕНЯ ПРЯМЫМИ ПУТЯМИ РАДИ ИМЕНИ СВОЕГО. ДАЖЕ ЕСЛИ БУДУ Я ПРОХОДИТЬ УЩЕЛЬЕМ В МОГИЛЬНОЙ ТЬМЕ — НЕ УСТРАШУСЬ ЗЛА, ИБО ТЫ СО МНОЮ; НАСТАВЛЕНИЕ ТВОЕ И ПОДДЕРЖКА ТВОЯ УТЕШАТ МЕНЯ. НАКРОЕШЬ ТЫ ПРЕДО МНОЮ СТОЛ НА ВИДУ У ВРАГОВ МОИХ, УМАСТИШЬ МОЮ ГОЛОВУ EЛЕЕМ; ПОЛНОЙ БУДЕТ ЧАША МОЯ. ПУСТЬ ЛИШЬ ДОБРО И ЛЮБОВЬ СОПРОВОЖДАЮТ МЕНЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ, И БУДУ НАХОДИТЬСЯ Я В ХРАМЕ ГОСПОДА ДОЛГИЕ ГОДЫ. (Тегилим 23 – Псалом 22). Берут бокал в правую руку, после этого берут его левой рукой и ставят на ладонь правой. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ…», смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал. «ДЕНЬ ШЕСТОЙ. И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ СО ВСЕМ ВОИHCTBOM ИХ.
И ЗАКОНЧИЛ БОГ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ТРУД СВОЙ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЛСЯ, И В
СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ ТЕХ РАБОТ, КОТОРЫМИ БЫЛ
ЗАНЯТ, И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО В ЭТОТ
[ДЕНЬ] НЕ СОВЕРШАЛ ОН НИКАКОЙ ИЗ РАБОТ СВОИХ, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЛСЯ
[ПРЕЖДЕ] И КОТОРЫЕ [НА- МЕРЕВАЛСЯ] СОВЕРШИТЬ [ПОСЛЕ TOГО] .» БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ! Над хлебом: БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ! БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ
НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, И БЛАГОВОЛИВШИЙ К НАМ, И ДАВШИЙ НАМ В
НАСЛЕДИЕ, ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ, СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ В ПАМЯТЬ О
СОТВОРЕНИИ МИРА, ПЕРВЫЙ ИЗ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ, НАПОМИНАЮЩИЙ О ВЫХОДЕ
ИЗ ЕГИПТА, ИБО НАС ИЗБРАЛ ТЫ И НАС ОСВЯТИЛ СРЕДИ ВСЕХ НАРОДОВ, И
СВЯТУЮ СУББОТУ СВОЮ ПО ЛЮБВИ И БЛАГОСКЛОННОСТИ ДАЛ НАМ В НАСЛЕДИЕ.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ ГОСПОДЬ, ОСВЯЩАЮЩИЙ СУББОТУ! БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ. Собираясь приступить к еде с хлебом, мы сначала омываем руки. Еврейская традиция сравнивает обеденный стол с жертвенником, на
котором приносятся жертвы Всевышнему. Мы не рассматриваем процесс
принятия пиши только как удовлетворение наших физиологических
потребностей. Мы видим в нем выражение заботы о здоровье нашего тела
— для того, чтобы можно было использовать его для достижения высших
целей, для исполнения высокого предназначения человека. Так же, как
священнослужитель приближался к жертвеннику в Храме только после
того, как омывал руки из специального умывальника, так же и мы
омываем руки перед едой — когда приступаем к совершению того, что
преисполнено высшего духовного значения. БРАХА НА ХЛЕБ БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ. Хлеб — основной продукт питания человека. Лишь та трапеза считается настоящей трапезой, когда едят хлеб. В еврейской традиции установили для хлеба отдельное благословение, которое отмечает его как особый дар Всевышнего человеку. БAPУX АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ Это благословение открывает трапезу, и затем уже нет нужды произносить благословения над другими видами пищи — если они являются неотъемлемой частью трапезы. Сразу после благословения принято отрезать ломоть хлеба, обмакнуть его в соль и есть. Когда в Храме приносили жертвоприношения, их обязательно солили перед сожжением на жертвеннике. Как уже упоминалось , еврейская традиция уподобляет обеденный стол жертвеннику в Храме. СУББОТНЯЯ ТРАПЕЗА Трапеза — один из главнейших моментов субботы, сообщающий свое
настроение всему субботнему дню. Вся семья собирается за столом, все
забыли о нуждах, о тревогах повседневности, все спокойны — ведь
спешить некуда… Тора говорит, что когда евреи шли по пустыне, уйдя из Египта, Всевышний кормил их небесным хлебом, который назывался ман (манна). Однако в субботу ман не падал с неба, и сыны Израиля не выходили из лагеря, чтобы его собирать. Вместо этого в пятницу Всевышний давал им двойную порцию мана. В память об этом в субботу на стол мы кладем две халы — лехем мишнэ. Спели Шалом алейхем, совершили «Кидуш» — теперь очередь омыть руки и сесть к столу. Субботняя трапеза должна состоять из самой лучшей еды: рыба, мясо и те лакомства, которые в семье любят больше всего. Во время субботней трапезы вся семья распевает змирот шабат — субботние песни, известные и любимые в еврейском народе из поколения в поколение. В доме царит атмосфера покоя, радости и святости… Ежесубботняя встреча всей семьи за столом предоставляет возможность поговорить обо всем, что произошло в течение недели. Отец экзаменует детей, спрашивая их, что они прошли в течение недели, и рассказывает сам о содержании недельной главы Торы, о примерах нравственного поведения. «Да будет угодно Всевышнему осенить Своим присутствием Свой народ, вкушающий медовую сладость субботних яств…» — как поется в одной субботней песне. ШИР АМААЛОТ, БЕШУВ АДОНАЙ ЭТ ШИВАТ ГИЙОН АЙНУ КЕХОЛЬМЙМ… В субботы и праздники после еды, перед тем, как прочитать Биркаш
гамазон, принято петь главу из книги Тегилим (Псалмы восхожденния)—
Песнь ступеней. Ее поет вся семья — в каждой общине на свой мотив,
согласно своим обычаям. Псалом 125 Песнь восхождения. Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во
сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; БИРКАТ ГАМАЗОН БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АЗАН ЭТ АОЛАМ КУЛО БЕТУВО, БЕХЕН УВЕХЕСЕД УВЕРАХАМИМ, У НОТЕН ЛЕХЕМ ЛЕХОЛЬ БАСАР, КИ ЛЕОЛАМ ХАСДО… Закончив трапезу, мы благодарим Всевышнего за то, что Он дал нам
возможность утолить голод, — читаем Биркат гамазон. Биркат гамазон содержит в себе выражение признательности Всевышнему за то, что Он заботится о пропитании каждого из Своих созданий: миллиарды живых существ, обитающих иа земле, имеют возможность удовлетворять свои физические потребности, находя пищу — каждое именно то, что ему требуется. Однако мы не ограничиваемся благодарностью лишь за то, что утолили голод. Мы благодарим Всевышнего — и это главное! — за то, что Он удостоил нас также духовного достояния, достояния Б-жьего народа: Торы, Страны Израиля, Иерусалима, Храма, то есть высочайших нравственных ценностей, тесно связанных с нашей страной, потому что именно там мы обязаны сделать их действительностью и оттуда распространить по всему свету. Заканчивается Биркат гамазон молитвой о мире, ибо ощущение сытости в значительной мере зависит от того, находится ли человек в мире и покое. «Господь придаст сил Своему народу. Господь благословит Свой народ, даровав ему мир» (Тегилим 29:11, Псалмы 28:11) ГАВДАЛА БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ, БЕЙН ОР ЛЕХОШЕХ, БЕЙН ИСРАЭЛЬ ЛААМИМ, БЕЙН ЙОМ АШВИИ ЛЕШЕШЕТ ЙЕМЕЙ АМААСЭ. БАРУХ АТА АДОНАЙ, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ. Способность отличать одни предметы, явления, идеи от других,
анализируя их свойства, — это основа человеческого разума.
Способность отличать святое от будничного, главное от
второстепенного — самая суть того, к чему призван верующий человек. Одна из 10 заповедей гласит: Дварим 5:12-15 (Второзаконие) «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.» Что наш Рав Иешуа говорил о шабате (субботе)? Марк 2:23-28 «И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» Здесь не говорится об отмене субботы. Говорится о обрядности и религиозности. Мы ведь через этот день недели отстраняемся от работы для прославления Всевышнего. Да, мы должны поклоняться Ему и славить Его в сердце своем. И бывают обстоятельства, когда мы можем спасти человека от беды именно в субботу. Иешуа как истинный еврей исполнял шабат и другие праздники. Но иногда Своими добрыми делами (исцелениями) в шабат (субботу) показывал, что перед Богом важно состояние сердца человека, а не просто механическое обрядное исполнение праздника «без души и сердца». Разве Иисус пришел отменить закон Божий? Матфея 5 : 17 – слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Он сказал, что пришел закон ИСПОЛНИТЬ, ибо только по благодати, с Его помощью мы можем исполнить закон Божий!
|